Стоят ли новые самолеты слишком дорого?

И да, и нет. Что это значит для авиации общего назначения, рассмотрим по ходу заметки.
Почему новые легкие самолеты такие дорогие? Люди задают этот вопрос в течение 40 лет. Цены на новые борты продолжают расти, хотя количество поставляемых экземпляров находится в постоянной стагнации. А цены на авиабилеты наоборот стали доступнее для пассажиров благодаря специальным сервисам. Теперь авиа билеты купить можно в интернете сравнив заранее цены.

Эксперты объясняют рост цен на авиатехнику рядом причин. Среди них – высокая стоимость производства, улучшения авионики, затраты на разбирательства и разработку мощных двигателей для новых самолетов. Безусловно, эти факторы играют важную роль, но это лишь верхушка айсберга. В 1968 году средний доход американца составлял 12 тысяч долларов, новый автомобиль обходился примерно в 3200, а самолет Cessna Skyhawk продавали за 16 тысяч долларов. Сейчас же годовой доход домохозяйства достиг 58 тысяч, автомобиль стоит 26000, а самолет – 370 тысяч у.е. Машину можно купить за полгода по сравнению с тремя полвека назад. Зато стоимость Skyhawk выросла гораздо больше – в 1968 году на него можно было заработать за 16 месяцев, сейчас же предстоит тяжелая работа в течение 6 лет.

Цены на самолеты традиционно опережают общу инфляцию. Когда мы начинаем изучение текущих причин, то приходим к весьма забавным выводам. Но можно ли считать их стоимость завышенной? Другими словами, должны ли они стоить дешевле?

Если сравнить стоимость самолета не с курсом доллара, а с динамикой цены алюминия – основного материала для производства самолетов, то значительного прыжка вверх не произошло. Так считает профессор экономики университета Уичиты Филип Херш. Он подчеркивает, что повышение потребления без компенсации роста производительности труда неизбежно приведет к взлету отпускных цен, что и наблюдается в течение нескольких десятилетий.
Денежная масса в США в 1968 году составляла 486 миллиардов долларов. За 50 лет эта сумма выросла на 2768%, что приблизительно равно темпам роста стоимости Cessna Skyhawk за равный период. Бесконечный поток валюты в экономику неуклонно влияет на авиапроизводство, что до сих пор требует тех же затрат труда, земли и материалов.

Уровень дна? Самолеты сегодня стоят оптимальную цену. Чтобы удешевить их, необходимы кардинальные изменения техники постройки, снижения производственных, материальных и трудовых затрат. Точного ответа на этот вопрос нет. Изменения правил сертификации легких самолетов имели цель удержать стоимость самолетов для гражданской авиации благодаря снижению затрат на сертификацию. Начали падать цены на производство авионики, но рынок не наводнился предложениями недорогих воздушных судов, как прогнозировали эксперты.

Создается ощущение, что общая авиация находится на грани переломного момента. К чему приведет ускорение роста цен на новые легкие самолеты? Пока что потребитель имеет широкий выбор самолетов из дешевой эпохи. Но через пару лет его ждут трудности выбора. А может сегмент легких самолетов исчезнет вовсе?

Опубликовано на сайте 11 Янв 2023 12:45 ПП