«Технология продуктов пчеловодства» В. А. Темнов

Если мед, имеющий водность 17,4%, поместить в помещение с влажностью воздуха 60%. то он не изменит своей водности, а будет находиться в состоянии равновесия с окружающим его воздухом. Изменение влажности воздуха нарушит это равновесие; если влажность воздуха меньше 60%, то мед начнет «усыхать» и, наоборот, свыше 60%, водность меда будет увеличиваться. Так, при влажности воздуха 81% через З’/г месяца вязкость меда увеличится с 17,4 до 32%; если влажность воздуха 20%, водность меда за 4 месяца хранения уменьшится с 17,4 до 10,6%.
Закристаллизованный мед имеет меньшую гигроскопичность, чем жидкий. Это объясняется тем, что открытая поверхность его поглощает влагу из воздуха, кото рая затем проникает во внутренние слои. В сиропообразном меде по сравнению с закристаллизовавшимся быстрее и больше проникает воды. Восковые крышечки (забрус) запечатанного меда полностью не предохраняют его от поглощения влаги. Поэтому при зимовке пчел в сырых помещениях  мед закисает.
Если запечатанные соты хранят в сыром теплом помещении, то в восковых крышечках образуются трещины, через которые просачиваются капли меда. Трещины образуются от того, что мед поглощает из воздуха влагу, увеличивается в объеме и давит на крышечки. Мед в ячейках сотов начинает бродить, разжижаться и закисать с выделением углекислого газа, отчего давление увеличивается еще больше.
Задания  для  лабораторно-практических занятий
Задание 1. Определить тип меда дегустацией. Для этого необходимо иметь два типа меда, желательно одинакового, преимущественно темного цвета: цветочный — гречишный, степной, горнотаежпып с приятным букетом (вкусом и запахом); падевый — с дуба, осины, липы с неприятным вкусом.
Для каждого учащегося берут по две розетки, пх нумеруют № 1 и № 2. На одну розетку кладут чайную ложку цветочного меда, на другую — падевого и предлагают учащимся определить тип меда дегустацией. Вкусы у людей различны, и в ответах учащихся могут быть Еесьма существенные различия.
Задание 2. Определить ботанический сорт меда разного географического происхождения путем дегустации. Методика проведения задания аналогична заданию 1. Для этого берут дальневосточный липовый мед с нежным приятным вкусом, совершенно не раздражающим слизистую оболочку горла, и липовый мед средней полосы СССР с острым «букетом».
3 а д а н и е 3, Определить натуру (удельный вес) меда. Оно проводится каждым учащимся или группами по 2—3 человека.
Берут пустую стеклянную Панку с нешироким горлом, взвешивают ее на обычных весах с точностью до 1 г. Вес записывают. В банку наливают воду до определенной метки и взвешивают вновь с водой. Для взвешивания вполне пригодны обычные столовые весы. В качестве разновесов можно использовать медные монеты: 5-копеечная монета соответствует 5 г, а 1-копеечная монета— 1  г. Вода должна иметь температуру  15°.
Из веса банки с водой вычитают вес пустой банки и получают вес воды (в г) или емкость банки (в см3). Воду выливают и банку хорошо вытирают и высушивают.

Опубликовано на сайте 11 Ноя 2012 1:29 ДП