Статьи 3

мая пчеловодством, будет привлекать к нему настолько, что заведший пчел стражник никогда с пчелами не расстанется. Не следует забывать и нравственную сторону дела. Пчеловоды всегда люди трезвые и пользуются уважением среди соседей. Стражник — пчеловод будет также пользоваться уважением со стороны окружающего населения, что также не может не отозваться на большей сохранности леса от самовольных порубок, к большей выгоде лесовладелыда.
Самыми крупными ле-совладелыдами у нас являются: Министерство Государственных Иму-ществ, Департамент Уделов и Кабинет Его Величества. Если обратиться к ним с указанной сейчас просьбой, то едва ли можно сомневаться в ее успехе.
Только тот сельский хозяин займется пчеловодством и будет приносить действительную пользу делу, который поймет значение его для сельского хозяйства.
Следующее сословие, которое имеет довольно
близкое отношение к пчеловодству, это учителя народных и низших сельскохозяйственных школ, будут ли то школы земские или частные.
Что же касается лиц учительского звания, то тут помощь необходима, и она может принести серьезную пользу. В настоящее время в значительном числе устраиваются низшие сельскохозяйственные школы, где предполагается преподавать самые элементарные сельскохозяйственные знания, причем,конечно, и пчеловодство не может быть обойдено. Положение сельских учителей крайне скудное. В низших школах учитель получает небольшое жалование, и помещение с отоплением, но без освещения. Это такое скудное вознаграждение, что говорить об обеспеченном положении сельских учителей едва ли возможно. Поэтому всякий заработок, который может иметь учитель при школе и который даст ему лучшее обеспечение, будет благодеянием. Имея несколько ульев с пчелами, он извлечет для себя не-
которую пользу. Пчелы привяжут его к школе на многие годы, а от этого выиграет и учитель, и школа. Учитель будет более предан делу и более полезным общественным деятелем. Но одними благими пожеланиями помочь им нельзя; необходимо дать некоторые материальные средства. Они необходимы на то, чтобы при каждой школе было несколько ульев, принадлежащих учителю, который бы заведовал ими, показывая ученикам приемы по ведению пчел и уходу за ними. Польза от подобной помощи не может подлежать никакому сомнению. Учитель получит некоторое дополнение к своему скудному вознаграждению, а ученики, выходя из школы с некоторыми познаниями по пчеловодству, могут применить это знание к делу.
Затем является вопрос весьма существенный, это вопрос о сбыте продуктов пчеловодства.
О сбыте воска говорить нечего. Кто имеет воск, тот имеет деньги. Затем я читал во французском    журнале,    что
к
весь наличный запас воска в Гамбурге, Гавре и Марселе закуплен для России.           Пчеловоды
должны иметь ввиду это, — прибавляет от себя редакция французского пчеловодного журнала. То же самое мы можем сказать от себя нашим пчеловодам.

Опубликовано на сайте 31 мая 2011 12:13 ДП