«Пчеловодство» П. П. Максимов

щать не ближе 3 км от других крупных пасек, чтобы пчелы не перелетали через другую пасеку и не оставались на ней, а чужие пчелы, перелетая через пасеку, не нападали бы на пчел данного хозяйства. Перевозка пчел. Главное в перевозке пчел — это устранение причин, из-за которых пчелы могут гибнуть в пути. Для этого нужно обеспечить следующее:
а)  неподвижность рамок и других частей улья,  чтобы не давить пчел и не давать им возможности вылезать из ульев;
б)  доступ в улей свежего воздуха и наличие в улье свободного пространства для «выкучивания» пчел, т. е. места, где могли бы сидеть выползающие из улочек вследствие беспокойства и повышения температуры в улье пчелы.
Лучшим транспортом для перевозки пчел является грузовой автомобиль, на нем можно не только обеспечить быструю переброску большого количества ульев, но и предохранить пчел от сильных толчков.
Готовиться к перевозке пчел начинают за несколько дней. Из ульев удаляют рамки, заполненные более чем наполовину медом, или рамки, в которых есть свежепринесенный жидкий мед, свеже-отстроенные соты, и рамки с искусственной вощиной. Вместо взятых из улья рамок ставят рамки с сушью. В гнездо или во второй корпус добавляют рамки для полного комплекта, в улочки у стенок улья вставляют разделители-бруски сечением 12 к 12 мм и длиной 100 мм. С одного края улья вставляют клин, чтобы все рамки были туго сжаты. Разделители-бруски прибивают к полоске тонкого обручного железа с промежутками до 36—37 мм, чтобы не вставлять их в улочки по одной. На гнездо или на второй корпус ставят пустую магазинную надставку и покрывают ее кочевой сеткой. Если улей имеет борта, то надставка не нужна и сетку тогда прикрепляют поверх стенок бортов.
Вторые корпуса и надставку скрепляют с ульем планками толщиной 20 мм, приставив к углам улья и привинтив шурупами, длина шурупов — 40 мм. Гвозди вбивать в ульи нельзя, так как это сильно беспокоит пчел. Отверстия для шурупов просверливают тонким острым стержнем, вставленным в патрон коловорота. Шуру-пызавинчивают отверткой, вставленной также в коловорот. Пользование коловоротом значительно облегчает работу пчеловода, обеспечивает прочное соединение частей улья и меньше беспокоит пчел. До начала перевозки ульев верхнее утепление кладут на сетку, перед погрузкой ульев на машину утепление убирают.
При подготовке пчел к перевозке заранее готовят также носилки и намечают порядок, в каком будут перенесены ульи с насеки на грузовик. Перевозку пчел проводят ночью. Летние ночи короткие и светлые, поэтому к работам по перевозке приступают сразу после прекращения лета пчел. Если часть пчел еще не вошла в ульи, их загоняют легким подкуриванием из дымаря. Летки закрывают и летковые вкладыши закрепляют, чтобы в пути пчелы не могли вы-
ходить из ульев. После этого улей уносят на машину, а пчеловод готовит к погрузке другие ульи. При правильно организованной работе погрузка ульев идет быстро и мало беспокоит пчел.

Опубликовано на сайте 4 Ноя 2009 5:46 ПП