Административные методы управления в отличие от экономических состоят в том, что органы управления и отдельные руководители определяют своим подчиненным задания, порядок их выполнения, средства и сроки выполнения без права выбора других вариантов решения. Административные меры воздействия связаны с изданием и контролем исполнения приказов, постановлений, инструкций, которые регламентируют деятельность всего коллектива и отдельных работников, например, установление определенной продолжительности рабочего дня и его распорядка, выполнение обязательных правил по уходу за пчелами и профилактических мероприятий и т. д. Эти методы предусматривают различные формы поощрения за хорошую работу и наложение взысканий вплоть до увольнения с работы в случае систематического нарушения дисциплины или невыполнения заданий.
Руководителям коллективов важно научиться использовать в управлении психологические факторы — идейно-воспитательную и культурно-массовую работу.
Основными функциями управления производственного подразделения служат планирование, организация, распорядительство, координирование и контроль. Все эти функции находятся также, как и различные формы управления, в единстве и взаимосвязи.
Психологические факторы управления. Производственный коллектив объединяет людей разного возраста и образования, индивидуальных черт характера, темперамента, различных умений и способностей. Это требует от руководителя индивидуального подхода к подчиненным, видеть в каждом человеке его достоинства и недостатки, то есть обладать психологической интуицией.
Важно уметь поддерживать в коллективе «психологический климат», то есть такую моральную атмосферу, которая настраивала бы всех членов коллектива на активное, творческое, добросовестное отношение к труду, формирование высоких моральных качеств и удовлетворенность своим трудом.
Вместе с тем члены коллектива должны вести решительную борьбу со всеми проявлениями буржуазной идеологии: национализмом, шовинизмом, стяжательством» тунеядством, взяточничеством, недисциплинированностью, пьянством, хулиганством.
За последнее время в нашей психологической науке выработаны некоторые рекомендации по этике руководства. Среди них можно выделить следующие:
1. Руководитель должен уметь ценить время подчиненных. Вызывая подчиненного к себе, руководитель не имеет права заставить его долго ожидать в приемной, ибо напрасная потеря времени по вине руководителя расслабляет людей, вызывает неудовлетворенность и недовольство.
2. Высокая требовательность должна сочетаться со справедливостью и вежливостью в обращении. Резкость тона и грубость вызывают внутреннее противоречие человека, способствуют возникновению антипатии к руководителю, разрушают контакты между руководителем и подчиненным.