Погрузочно-разгрузочные механизмы. Универсальных пасечных механизмов для трудоемких работ, в частности для погрузки и разгрузки ульев, промышленность пока не выпускает. Отдел механизации Института пчеловодства провел испытания выпускаемых в нашей стране погру-зочжнразгрузочных механизмов. Хорошие результаты при погрузке ульев на автомашину и их выгруз.ке показал гидрокран 4030 П Львовского завода автопогрузчиков грузоподъёмностью 0,5 т, установленный на машине ЗИЛ-130 (рис. 9). Вылет стрелы крана на 3,6 м позволяет загружать ульями две рядом «стоящие машины, а также ставить ульи на свою платформу. На погрузку гидрокралом 50 многокорпусных ульев требуется 1,5 час. Для ускорения погрузки ульев на автомашину с помощью гцдрокрана Институтом пчеловодства разработаны специальные контейнеры на два и три многокорпусных улья.
На липецких пчеловодческих комплексах применяют контейнеры четырехместные, на Казахской опытной стан-, ции пчеловодства — шестиместные. Контейнер состоит из
металлического поддона, прижимной рамы и стяжного устройства.
При испытании ульи устанавливали в контейнеры во время весенней выставки пчелосемей из зимовника и держали в них весь сезон, вплоть до постановки на зимовку. Контейнеры расставляли рядами на расстоянии 3,5—4 м один от другого для проезда автомашины с краном. Автомашина с гидрокраном двигалась между рядами, погружая контейнеры на машину. На загрузку одной автомашины тратили около 50 мин, то есть время проведения этой операции сократилось в 1,5 раза.
Если нет крана, то к заднему борту автомашины на уровне пола кузова прицепляют трап, по которому грузят ульи.
Лучше перевозить пчел со второй половины ночи, когда на дорогах уменьшается движение автотранспорта, становится прохладнее, а к приезду на новое место светлеет, что облегчает размещение ульев на точке. Перевозить пчел на далекие расстояния лучше с вечера. Некоторые пчеловоды успешно освоили перевозку пчел в ночное время с открытыми летками. Этот прием исключает запаривание пчел и ускоряет погрузку. Сначала пчелы у многих семей выкучиваются на переднюю стенку улья, а при кочевке прячутся в гнезда.
При необходимости пчел перевозят и днем. Чтобы не было обрывов сотов, делают надежную вентиляцию и над кузовом автомашины устраивают брезентовый тент, защищающий от солнечных лучей. Температура воздуха при этом не должна превышать 21°. При холодной погоде пчел можно перевозить днем без тента и дополнительной вентиляции.
При кочевке огромное значение имеет использование медоносных богатств таежных районов РСФСР.
Проведенные под руководством профессора Г. А. Аветисяна исследования показали большие перспективы для использования в нашей стране естественных медоносных ресурсов за счет производства пакетов с пчелами на Кавказе, в Средней Азии и своевременной отправки их в тайгу на медосбор. При этом были получены эффективные результаты.